Участие в «Золотом лорнете» — это уже победа!


06.08.2020

В 2015 году, когда впервые состоялось вручение Национальной премии оптической индустрии «Золотой лорнет», среди лауреатов была и волгоградская научно-производственная компания «Медстар», возглавляемая кандидатом химических наук В.П. Гнатюком.
С 2019 года Вадим Петрович 
является председателем Экспертного совета премии.


— Вадим Петрович, победа Вашей компании на конкурсе и назначение председателем
Экспертного совета — это события, связанные между собой?
Не мне об этом судить. Мне предложили взять на себя эти обязанности организаторы конкурса, и я согласился т.к. считаю проект важным, ценным и полезным. Изначально предполагалось, что председатель Экспертного совета исполняет свои обязанности четыре года подряд, а потом на его место приходит другой человек. Так и получилось. С 2015 года по 2019 год этот пост занимал врач-офтальмолог, д.м.н., профессор А.В. Мягков, руководитель московской клиники «Кругозор» и холдинга «Окей Вижен». Для меня эта церемония была второй в качестве председателя Экспертного совета. И, надеюсь, что в следующие два года работа будет продолжена.
— Задача Экспертного совета состоит только в том, чтобы определить номинантов и победителей?
Экспертный совет объединяет людей с самым разным жизненным и профессиональным опытом. Главная наша задача, главная миссия - помочь организаторам выработать концепцию конкурса, сделать смотр по-настоящему интересным, привлечь новых участников. Имена победителей - это, конечно, важно. Но, поверьте, это не главное! Участие в «Золотом лорнете» - это уже победа!Представляя свою заявку, свою презентацию на конкурс компании оптической индустрии демонстрируют желание совершенствоваться, идти вперёд… Участие в конкурсе - это
проявление уважения к коллегам по цеху, осознание того, что их мнение имеет значение для будущего компании.
Не могу не попросить Вас прокомментировать итоги «Золотого лорнета» этого года.
Как 
происходил выбор победителей? Почему лауреатами стали именно эти компании?
Думаю, что для меня как для председателя Экспертного совета было бы некорректно и неэтично комментировать итоги конкурса, «отмечая» одни компании и «забывая» о других коллегах. Итоги объявлены. Думаю, что они в максимальной степени отражают развитие российской оптической отрасли на современном этапе. Все победители и номинанты заслуживают самого высокого признания и самых тёплых слов. Но дело не только в отдельных именах и личных достижениях! «Золотой лорнет» отражает и достижения, и проблемы российской оптической индустрии. Конкурс показал, чего мы достигли общими усилиями и куда нужно стремиться.
— Что Вы ожидаете от смотров следующих лет?
Невозможно и не нужно разделять конкурс и выставку оптической индустрии. Фактически это единое целое. Каждый год мы наблюдаем, как увеличивается число участников выставки и одновременно число участников конкурса. Но существует ещё большой потенциал для роста.
Почему многие игроки оптического рынка из регионов пока ещё игнорируют и выставку, и конкурс? Думаю, что здесь нет какой-то принципиальной позиции. Речь, к сожалению, идёт об элементарной экономии финансовых средств... Кстати, специфика оптической индустрии состоит в том, что в нашей отрасли ежегодно происходит по две общенациональные выставки: в сентябре и в феврале. Февральская выставка как раз и сопряжена с «Золотым лорнетом». Многие отрасли экономики ограничиваются одной выставкой в году, но в оптической индустрии сложилась традиция собираться дважды в год. И выставки, и конкурс имеют огромное значение для развития бизнеса. Наша задача на ближайшие годы состоит в том, чтобы показать это участникам рынка. Участвуя в конкурсе и в выставке, мы можем собраться вместе. Фактор общения представляется мне чрезвычайно важным. В современном мире значительная часть бизнес-процессов происходит без личного общения. Деловые партнёры, вступающие в какие-либо отношения, часто не видят и не знают друг друга. Но личное знакомство с деловыми партнёрами часто оказывается бесценным. Во-первых, таким образом нередко возникает симпатия, человеческое притяжение. А они очень помогают в деловой жизни. Во-вторых, личная беседа помогает обсудить сложные, деликатные вопросы, которые порой трудно уладить по cкайпу или по электронной почте. В-третьих, нам всем бывает полезно познакомиться с трендами, новинками отрасли. Было бы замечательно, если бы в 2021 году и последующие годы мы смогли ввести ещё одну номинацию — «Национальные производители продукции оптической индустрии». Постараюсь способствовать этому как председатель Экспертного совета.
— Почему же сейчас нет этой номинации?
Мало игроков на национальном рынке. Пока такую номинацию организовать не удалось, на
неё было слишком мало претендентов. Но всё-таки собственное производство в России есть. У нас производятся и линзы для очков, и контактные линзы, и оправы для очков, и растворы для ухода за контактными линзами. Т.е. теоретически номинацию для производителей ввести возможно. Думаю, что это было бы целесообразно. В целом, мне думается, что одна из важнейших задач конкурса и премии «Золотой лорнет» состоит в повышении престижа оптической отрасли в глазах широкой общественности. Это масштабная задача, которую не решишь за один год.
— Что конкретно означают для Вас слова о «повышении престижа оптической отрасли»? В чём именно это должно проявляться?
Можно провести элементарный эксперимент. Давайте на улице остановим случайных прохожих и спросим у них, знают ли они название какой-то сети оптики, региональной или федеральной…Поверьте мне, что большинство прохожих просто пожмут плечами и ничего не ответят… Это относятся и к людям, которые пользуются очками и контактными линзами т.е. нашим потенциальным клиентам. А теперь давайте спросим у прохожих, знают ли они какие-либо продуктовые сети. Вот здесь ответов будет много! Вспомнят и «Карусель», и «Магнит», и «Перекрёсток», и «Пятёрочку». Более того, с каждой из этих сетей у клиентов сформировались какие-то личные взаимоотношения, о каждой из них сформировалось своё мнение. Конечно, салоны оптики не могут по степени популярности соперничать с продуктовым ритейлом, но нам всем нужно активнее формировать маркетинговую стратегию, находить пути-дороги к сердцам клиентов… Пусть это звучит немного высокопарно, но другого пути у нас нет. А «Золотой лорнет» может помочь участникам рынка сверить часы, понять уровень развития собственного бизнеса и отрасли в целом.
— Вадим Петрович, Вы упомянули, что не хотели бы комментировать итоги конкурса, но не могли бы Вы рассказать о критериях, по которым жюри отбирало победителей?
Критерии отбора в каждой номинации были свои. Например, были номинации «Дебют года», национальный «Маркетинговый проект года», локальный «Маркетинговый проект года», «Инновация года»… Уже названия этих номинаций подчёркивают, что мы стремились вознаградить участников за какие-либо осязаемые достижения последнего времени. Вместе с тем при выборе победителей члены Экспертного совета, конечно же, учитывали много факторов. Мы анализировали репутацию кандидатов, время их присутствия на рынке… Наверное, наблюдатели не могли не заметить, что среди победителей много компаний-долгожителей, которые работают с девяностых годов. Это далеко не случайно!
— Хотелось бы побеседовать с Вами о специфических особенностях рынка оптических услуг. С какими ожиданиями приходят клиенты в салоны оптики?
Думаю, что большинство клиентов не могут сформулировать свои ожидания и не вполне понимают специфику нашей отрасли. Мы ведь не просто предоставляем населению определённый набор услуг, а являемся неотъемлемой частью системы охраны здоровья. Любой салон оптики — это часть системы оптической коррекции зрения. Салон оптики — это не только коммерческое, но и медицинское учреждение. Но далеко не все клиенты это понимают. И далеко не все сотрудники салонов оптики. Давайте будем самокритичными! Я могу Вам привести примеры из реальной жизни, демонстрирующие специфические особенности нашей работы. В салон оптики приходит клиент, который всю жизнь носил очки… А теперь он заинтересовался контактными линзами. Но сразу возникло множество вопросов. Какие особенности у этого способа оптической коррекции? Какие преимущества и недостатки? Есть ли противопоказания? Разумеется, у продавца-консультанта нет возможности в течение получаса читать каждому клиенту лекцию о контактных линзах. Но ему необходимо быстро и чётко ответить на поставленные вопросы, чтобы человек остался доволен и при необходимости самостоятельно собрал необходимую информацию. Это не такая простая задача. Ещё один пример. Клиент зашёл в салон оптики и очень удивился разбросом цен на контактные линзы. Для обычного человека гораздо легче понять, почему цены на очки могут существенно различаться. Всем понятно, что нужно платить за дизайнерские оправы, за очки известных брендов… Но при взгляде на контактные линзы у клиентов часто возникают недоумённые вопросы. Продавцу-консультанту нужно уметь грамотно и деликатно на эти вопросы ответить.
— В чём еще Вы видите существенные особенности оптического бизнеса?
Мне думается, в нашей сфере бизнеса главное — это индивидуальный подход. Индивидуальный подход означает не только понимание желаний, требований клиента, но и его объективных потребностей. Эти объективные потребности может определить только врач-офтальмолог или оптометрист. Кроме того, работа сотрудника салона не ограничивается подбором нужных очков. Необходимо убедиться в том, что эти очки хорошо сидят, обеспечивают необходимую коррекцию и т.д. Также клиенту предлагается сопутствующий товар. Для очков таким сопутствующим товаром являются специальные салфетки и спреи. И, конечно, важно, чтобы в салоне работали компетентные врачи-офтальмологи и оптометристы. Они ведь не только занимаются оптической коррекцией зрения, но и параллельно выявляют сопутствующие заболевания, например, катаракту, и направляют людей в клиники для обследования и лечения. Это важная социальная миссия, которой салоны оптики могут по праву гордиться. Вообще, оптический бизнес — это бизнес интеллигентный. Он соединяет такие разные сферы как мода, медицина, промышленное производство, торговля. Получается уникальный симбиоз.
— Не могли бы Вы рассказать о себе и Вашем пути в оптическом бизнесе?
Я родился на Украине, в Луганской области, но с четырёхлетнего возраста живу в городе-герое Волгограде и считаю себя коренным волгоградцем. После школы выбрал профессию химика-технолога. После окончания института остался в аспирантуре и специализировался на органической химии, стал кандидатом химических наук. В 1994 году была создана наша компания, Научно-производственная фирма «Медстар», директором которой я и являюсь. Мы стали заниматься производством растворов для контактных линз. Это является нашей основной продукцией. Кроме того, «Медстар» производит спреи для очков. В 1996 году наша компания стала первой в истории России, которая получила регистрационное удостоверение Минздрава РФ на первые растворы для контактных линз. На сегодняшний день наша продукция представлена практически во всех российских регионах: от Калининграда до Камчатки.
Ваша компания является не только производителем этой продукции, но и создателем сети
салонов оптики. Кроме того, «Медстар» является одним из ведущих дистрибьюторов оптических товаров.
— Первый салон оптики был открыт в 2001 году. Все эти годы мы постоянно расширялись. На сегодняшний день сеть салонов «Мир оптики» является крупнейшей в Волгоградской области и насчитывает около 20 магазинов. В 2005 году мы начали заниматься дистрибуцией оптической
продукции. Мы поставляем почти всё, что необходимо для оптического бизнеса — оправы, солнцезащитные очки, контактные и очковые линзы и т.д. При этом для «Медстара» важно быть не только поставщиком зарубежной продукции, но также разрабатывать и продвигать собственные бренды, собственные коллекции. Могу упомянуть два бренда солнцезащитных очков: «РоlarStar» и «SunStar». Также по нашему заказу производятся оправы для очков «Fabiano» и «Pulsar». Есть ещё линия очков для детей «Jessie» и очков для подростков «Barracuda», которыми я особенно горжусь. Эти очки - яркие, оригинальные, запоминающиеся - отвечают вкусам подрастающего поколения и пользуются успехом.
Чем, на Ваш взгляд, российский рынок оптических услуг отличается от рынков зарубежных стран?
— В каждой стране есть свои специфические особенности. Например, в США и ряде других западных стран значительную часть расходов по оптической коррекции зрения покрывают  медицинские страховки. Это создаёт принципиально иную ситуацию для оптической индустрии, чем в России. Не все американцы и европейцы имеют соответствующие медицинские страховки. Но они охватывают значительные слои населения. В России салоны оптики пока не взаимодействуют ни с системой обязательного, ни добровольного медицинского страхования. Необходимо учитывать национальные особенности каждой страны. Например, в Италии живёт гораздо больше людей, обращающих внимание на модные очки, покупающих ещё одну пару очков просто потому, что они нравятся им, подходят к гардеробу и т.д. У нас такие люди тоже есть. Но в нашей стране продаётся существо меньше премиальной, дорогостоящей продукции. Но вот что касается ассортимента, организации торговли и качества обслуживания — мне кажется, ведущие российские салоны оптики вполне соответствуют мировым стандартам.
Что бы Вы могли пожелать организаторам «Золотого лорнета»?
— Терпения и упорства. 
Интервью подготовил Илья Бруштейн, газета «Поле зрения»

Наверх